Google сделает мобильный индекс основным

По словам Гэри Илша, выступившего на конференции Pubcon 2016, через несколько месяцев Google запустит мобильный индекс.

В настоящее время Google использует единый индекс для всех версий документов. Но в скором времени планирует не только добавить мобильный индекс, но и сделать его основным, а десктопный — вторичным. То есть Google будет обновлять мобильный индекс в первую очередь, как и использовать при обработке поисковых запросов.

Новшество связано со стабильно растущей популярностью мобильных устройств во всем мире. По данным последнего опроса Nielsen, уже 44% российских потребителей совершают покупки с помощью смартфонов, а средний мировой показатель составляет на текущий момент 38%.

Однако на самом деле ориентированный на мобильные устройства индекс сайтов пока еще неактивен.

Джон Муэллер, отвечая на вопрос, когда же Гугл запустит «первичный мобильный индекс», сотрудник поисковой корпорации ответил следующее: «У меня нет конкретной даты. Но уж точно не на следующей неделе. Но и не через несколько лет. Я думаю, что он вступит в силу ближе к концу этого года. Когда мы определимся с точным числом, мы обязательно об этом сообщим общественности. Поэтому, не волнуйтесь, у вас еще будет время подготовиться к его запуску. 
Скажу больше, еще до запуска «первичного мобильного индекса» мы постараемся оповестить сайты об имеющихся в их работе проблемах. Например, посредством Панели веб-мастера Гугл мы дадим знать, что мобильная версия ресурса не располагает каким-то контентом, который есть в десктопной версии. Словом, от нас еще будет много информации по этому поводу».

Mobile-first индекс

Вспомним, как работает поисковый робот: получив запрос, он ищет информацию в базе, куда поступает проиндексированный контент. После запуска нового индекса он сначала будет заглядывать в хранилище данных, полученных из мобильных страниц, а только потом - с десктопных. Причем не важно, откуда поступил этот запрос, с мобильной версии поисковика или нет.

Почему прежний индекс отправится в отставку?

В апреле 2015 года Google запустил обновленный алгоритм, благодаря которому сайты, отнесенные к категории mobile-friendly, получили более высокое место в ранжировании. Осенью того же года число запросов с мобильных версий сайтов превысило аналогичный показатель по десктопным страницам. Ответ очевиден: Google выбрал заботу о пользователях, использующих поисковик на мобильных устройствах, в качестве основного вектора развития. 

В 2015-м компания также запустила проект AMP (Accelerated Mobile Pages) и рассказала о намерении внедрить мобильный индекс. К тому же тренду можно отнести потери в ранжировании для сайтов, активно применяющих межстраничную рекламу приложений (анонс в сентябре 2015 г., запуск - в январе 2017 г.)

Представитель Google Гэри Илш озвучил также техническую причину: изменение индекса позволит упорядочить информацию более эффективно и значительно сократит нагрузку на кластеры системы. Кроме того, он подчеркнул, что новый индекс будет обновляться быстрее прежней версии.

Что нужно улучшать вебмастерам?

Если вы уже применяете адаптивную верстку или динамический показ, то у вас нет различий в контенте и разметке для десктопной и мобильной версии сайта - вас можно поздравить! Если же отличия сохраняются, то спецы Google советуют:

  • чтобы быть уверенным, что мобильный сайт будет получен роботом Googlebot - используйте robots.txt;
  • применяйте в обоих случаях структурированную разметку;
  • используйте равнозначную микроразметку (сервис проверки структурированных данных от Google вам поможет). Размещая структурированные данные на странице, не переборщите с микроразметкой, которая не относится к специфике конкретного документа;
  • загрузите в Google Search не только основную, но и мобильную версию сайта (это позволит отслеживать ранжирование своевременно);
  • канонические URL можно не модифицировать - поисковик будет анализировать их и дальше.
  • проверьте, что обе версии отражают одинаковый контент;
  • повышайте скорость загрузки,
  • не применяйте редирект по типу устройства;
  • проанализируйте параметр Finger Friendly Design (удобна ли прокрутка, сложно ли попасть по кнопкам и т.д.);
  • замените flash-элементы на HTML-5 или Java и отключите pop-up окна: они негативно настраивают пользователя и снижают вероятность,что он задержится на сайте или вернется.

Что касается скорости загрузки, специалист отдела качества поиска Google Джон Мюллер сообщил в рамках видеоконференции с вебмастерами, что это важный параметр, но сразу после старта использования mobile-first индекса поисковик не будет использовать скорость загрузки мобильных страниц аналогично скорости загрузки десктопных, это вопрос долгосрочной перспективы. Однако как фактор удобства пользователя она не теряет свою актуальность, а значит ее нужно увеличить доступными вам способами: отказаться от больших изображений, убрать блокирующие визуализацию CSS и Java в начале страницы, перенести Java Script в конец страницы, применять браузерное кэширование, рассмотреть вариант использования HTTP/2.